История Луговской Школы |
В 1771г. на месте заимки «Луговой» возникло наше село»Луговское». Первые поселенцы нашего села селились на северной стороне, на взгорке, где в наше время находится механизированный ток и бывший кирпичный завод. А на этом месте, где сейчас село, были заросли черемухи и тальника. В 1897 году 19-го века была построена церковь на средства прихожан, а к началу 20 — го века она не стала удовлетворять из-за малых размеров. Было решено построить новую. В новой церкви, по разрешению земского руководства, в 1905-06 годах была построена ЦПШ (Церковно-приходская школа) с 3 — мя годами обучения. Но даже в такой школе могли учиться далеко не все дети, и потому трёхклассное образование было большим достижением для села. Интересный факт: девочки в основном учились по одному году, после чего школьная жизнь для них заканчивалась, и родители саживали их за прялки. Впрочем, мальчикам тоже не всегда удавалось окончить все три класса церковно — приходской школы. Сельский старожил Григорий Перфильевич Волынкин рассказывает: «После того, как я окончил два класса школы, отец заявил мне: «Хватит тебе и двух лет грамоты. В доме работники нужны». Такую позицию занимало и большинство других луговчан старшего поколения. А спорить со старшими, тогда было не принято.Большие изменения произошли в Луговском и в сельской школе с приходом Советской власти. В 1929 году, по решению совнаркома, было введено обязательное начальное образование, т.е. 4 класса. Сохранился небольшой документ, в котором сказано, что в этом году заведующий Луговской школой Филатов, уходя в отпуск, сдал добровольно скудное имущество Роману Бондареву. Это первое и единственное дошедшее до наших дней документальное упоминание об учителях работавших в то время в школе. |
А уже в 1932 — 33 годах, по решению Правительства, в Луговском была открыта семилетка. Первым директором семилетки был Александр Петров, завучем — Петр Бочкарев. В те же годы стала необходимость расширения школы, особенно в годы коллективизации. Перед войной были приспособлены под школу три бывших кулацких дома. Бывший поповский дом и два дома по улице Калинина. После войны два дома, которые были под школу по улице Калинина, были закрыты и были приспособлены два дома на другом конце села, где сейчас стоит новая школа. В 1932 году семилетку принял новый директор, Петров Александр Алексеевич. В школе очень не хватало учебников, тетрадей, не было наглядных пособий. Все это сказалось на качестве образования. Дети рано бросали школу и шли в колхоз в помощь родителям, не было средств на учебу. Предвоенные годы очень хорошо описывает в своих воспоминаниях бывший учитель нашей семилетки, Болотов Иван Дормидонтович. Вместе с ним в эти годы работали Бочкарев Петр, Власенко Константин Иванович, Буданов Иван, Казанин Степан Иванович, Казанцев Федор Алексеевич, Смирнов Иван Андриянович. Это те, которые ушли на фронт, и четверо из них погибли. Живыми вернулись Казанцев Фёдор Алексеевич и Болотов Иван Дормидонтович. Очень не хватало учителей. По окончании семилетки наиболее способных отправляли на 10 — месячные курсы учителей, и районо после окончания курсов отправляло молодых учителей в свои же школы на работу. В 1943-47 годах директором школы был Шульга Иван Михайлович. Волкова Валентина Михайловна о нем отзывается как об очень хорошем наставнике и человеке. Он был строг, но справедлив. При нем работали учителя: супруги Коровины: Дмитрий Иванович и Мария Федоровна, супруги: Марков Михаил Васильевич и Анна Прокопьевна, Казанина Евдокия Ивановна, Судовых Клавдия Васильевна, Волкова Валентина Михайловна. |
Бывший директор школы И.В.Шульга, который работал в этой должности с 1944 по 1947 годы, был направлен на повышение — в районо. В 1947 году по направлению Зонального района из села Мочище директором школы был прислан Марков Гаврил Семенович. Он тоже до войны кончал 10 месячные курсы, но успел поступить в учительский двухгодичный институт в городе Бийске, а заканчивал его уже после войны. В старой школе был сарай под дрова, несколько быков и арбы для перевозки дров в школу и учителям. Всё лето завхоз и уборщицы возили и пилили дрова из Вершинино. Бывало, рейс длился до двух суток. За зарплатой учителям директор школы сам ходил в г. Бийск в банк пешком, зимой и летом. Часто приходил домой обмороженным. Дорога была через «старую» Чемровку, 25км. В 1954 году Марков Гаврил Семенович решил все школы объединить в одну. Был разобран поповский дом у старой школы и дом, который стоял около Алпатовой Александры. Получилась большая пристройка к основной школе. Прибавилось ещё несколько классов. Появилась хотя бы какая — то видимость кабинетной системы. Со временем число учащихся значительно возросло. Два кабинета бывшей церковно- приходской школы уже не могли вместить всех детей, даже при том, что занятия были организованы в две смены. Под школу были приспособлены два бывших дома и бывший поповский дом, «благо» таких домов в Луговском тогда было много, ведь в селе было раскулачено более 200 семей. Вспоминает Ксения Алексеевна Казанина: «Меня выгнали из школы после первого года обучения, потому что мои родители были раскулачены и лишены всех гражданских прав…». |
После курсов вчерашние выпускники возвращались в родную школу, но уже в качестве учителей. Такой путь, в частности, прошли Федор Алексеевич Казанцев, Иван Адриянович Смирнов. Так стал учителем Луговской школы и еще один уважаемый человек — Иван Дормидонтович Болотов, ныне живущий в городе Барнауле. Вот что он пишет о школе 30-х- 40 -х годов прошлого века в своих подробных и обстоятельных воспоминаниях: «По окончании семи классов Луговской школе, я окончил восьмой классе Новочемровской школе и был направлен на 10-месячные педагогические курсы. В 1938 году, получив квалификацию учителя начальных классов, был направлен Зональным районо в Луговскую неполную среднюю школу. В связи с тем, что в школе не хватало учителей различных дисциплин в 5-7 классах, директор приказал мне вести немецкий язык и Сталинскую Конституцию. Хорошо, что еще до поступления на учительские курсы я запросил методлитературу с Центральных курсов иностранных языков Москве. Отказаться от преподавания указанных директором предметов я не мог. В то время всем говорили: «Не умеешь — научим, не хочешь — заставим». Помню, в школьном коридоре висела доска с четырьмя рисунками: черепаха, конь, машина и самолет. Поверх черепахи писали фамилии отстающих учеников, поверх коня — троечников, поверх машины — ударников, и поверх самолета — отличников. Это был своего рода стимул к хорошей успеваемости. В первые дни Великой Отечественной войны директор школы поставил перед коллективом задачу — разъяснять колхозникам необходимость самоотверженно трудиться на полях, чтобы помочь Красной Армии на фронтах». Не фронтах Великой Отечественной войны отдали свои жизни за Родину четверо учителей Луговской школы — Роман Бондарев, Константин Власенко, Степан Казанин, Иван Смирнов. |
Шли годы. В школу стали направлять квалифицированных учителей, таких как А.П.Маркова, Л.В.Самсонова, М.П.Турина, супруги М.Ф. и Д.И. Коровины. В 1957 году руководство школой принял бывший завуч С.М. Мордвинов, а уже в 1959 году Луговская семилетка была преобразована в восьмилетку. В 1963 году в селе был образован совхоз «Луговской», а год спустя открыта средняя школа. В 1966 году она выпустила из своих стен первых десятиклассников. Еще в 1954 году директор школы Г.С.Марков принял решение разобрать два приспособленных помещения и присоединить их к зданию школы. В результате школа стала гораздо просторнее, появилась возможность вести занятия по кабинетной системе. В 1967 году директором школы был назначен Василий Николаевич Ложков, а ровно 10 лет спустя в Луговском была построена новая типовая двухэтажная школа. В ней уже имелись актовый и спортивный залы, столовая и просторные, светлые кабинеты. С основания школы и до настоящего времени в нашей школе отработали 137 человек, которые внесли неоценимый вклад в народное образование. Всегда обидно становится, когда говорят, что мы свое отжили, что наши представления о жизни устарели. Какому умнику пришло в голову обозвать трудно и славно прожитые судьбы трех поколений людей «застоем»? Как может устареть чувство беззаветной любви к детям, преданности делу, трепетное отношение к родной земле? Может, те времена и были «неправильными», но наши выпускники стали правильными, добрыми людьми. Они честно трудятся в родном совхозе и других сферах производства. |
Директора школы в разные годы
|